Лео Таксиль: "Забавное Евангелие"

На главную

 



Они, выслушав царя, пошли: и се, звезда, которую видели они на востоке,
шла перед  ними, как  наконец  пришла  и остановилась  над  местом,  где был
младенец. Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою.
     И,  войдя  в дом,  увидели младенца  с  Мариею,  матерью  его, и,  пав,
поклонились ему;  и, открыв сокровища свои, принесли ему дары: золото, ладан
и смирну. Матфей, глава 2, стихи 9-11
     Прибыв в Иерусалим, наши волхвы  узнали, что  новый царь родился  шесть
недель тому назад. Они отправились в путь месяца  за три до его появления на
свет.
     Нетрудно представить, как были изумлены жители Иерусалима при появлении
роскошного каравана восточных монархов. Подобного великолепия им  давно  уже
не приходилось видеть; мальчишки  высыпали на улицу и восхищенно глазели  на
верблюдов, покрытых попонами из драгоценных тканей.
     Волхвы  взяли  себе  гида,  и  он проводил их  к царю. Поскольку из  их
вычислений  не явствовало,  что к семейству  царя Ирода  новорожденный принц
отношения не  имеет,  они  рассчитывали найти  чудесного младенца в  царской
резиденции.
     Царь Ирод был крайне поражен, когда его коронованные коллеги, прибывшие
из  дальних  стран,  обратились  к  нему  на  чистейшем еврейском  языке  со
следующими словами: -  Дорогой собрат, мы  пришли,  чтобы поздравить  вас  с
благополучным рождением сына.
     -  То есть как?! - воскликнул Ирод. - Моя жена уже давно никого  мне не
рожала!
     -  Однако, -  возразил Мельхиор,  - нам с математической достоверностью
известно, что сорок дней тому назад родился будущий царь иудейский.  Если он
не принадлежит к вашей династии, то не будете ли вы любезны указать нам, где
мы можем его найти?
     - Послушайте, что за вздор вы несете? - спросил Ирод.
     -  Ваше  величество,  нам  явилась звезда,  волшебная  звезда,  звезда,
которая двигается. Она и привела нас в эти края. Сами понимаете, если звезда
позволяет  себе  подобные вольности, значит,  на  то есть серьезные причины.
Словом, мы уверены в своем утверждении.  Мы доскональнейшим  образом изучили
науку  о  небесных  светилах, и  мы  можем лишь повторить  наш  вопрос: если
будущего царя иудейского нет в вашем дворце, то где, скажите, он обретается?
     Ирода смутила  убежденность,  с какой говорили  эти ученые государи. Он
подумал  про себя, что  такие  почтенные  люди  вряд  ли  отправились бы  за
тридевять земель верхом на верблюдах только за тем, чтобы над ним подшутить.
А так как  Ирод  считал,  что будущим царем иудейским  может  быть лишь  его
законный  наследник,  то   его  до   смерти  перепугала  мысль  о   каком-то
таинственном сопернике.
     Но, будучи  человеком  опытным,  он  не  обнаружил и тени  тревоги и  с
улыбкой на устах ответил волхвам:
     - Новость, которую вы  мне сообщаете,  дорогие  мудрецы,  действительно
неожиданна,  но  она  переполняет  меня радостью.  Продолжайте,  пожалуйста,
следовать за  вашей  звездой и, когда вы  найдете  будущего царя иудейского,
возвращайтесь во дворец и скажите мне,  где находится его резиденция. Я тоже
буду счастлив нанести визит августейшему младенцу.
     -  О, мы собираемся к нему не с  обычным визитом! - заметил  Гаспар.  -
Будущий  царь иудейский будет  могущественнее нас  с вами. Мы идем к нему на
поклонение.
     - Ах вот как! - воскликнул Ирод. - Ну что ж, и  я хочу ему поклониться.
Вы не можете отказать мне в этом удовольствии.
     Ирод предложил волхвам по стаканчику вина с бисквитом, и они удалились,
обещав по возвращении сообщить ему точный адрес будущего царя.
     С  этой  минуты  Ирода охватила  сильнейшая  тревога.  Он был  до  того
расстроен  внезапной вестью  о рождении  соперника, что  даже  и не  подумал
воспользоваться  самым   простым  способом   его  отыскать.  А  способ  этот
заключался в  следующем:  по примеру волхвов, Ироду  достаточно  было  пойти
вслед за звездой. Но такая мысль не пришла ему в голову.
     Валтасар, Мельхиор и Гаспар одни побрели за блуждающим светилом. И куда
бы   вы   думали   оно   их   привело?   В   Назарет?   Ничуть  не   бывало!
Зарегистрировавшись  в  переписном  листе,  Иосиф  со своею  семьей  оставил
Вифлеем и двинулся в Иерусалим, чтобы представить Иисуса в храм. После этого
им  ничего не  оставалось, как возвратиться домой, в свой родной Назарет, но
они  почему-то вновь направились в негостеприимный Вифлеем, ибо, если верить
евангелию, поклонение волхвов происходило в Вифлееме.
     Напрасно  мне стали бы  возражать,  будто оно состоялось  до принесения
Иисуса  во  храм. Я  бы ответил,  что это  немыслимо:  поскольку Ирод знал о
рождении мессии  и  разыскивал его,  младенец  Иисус наверняка не избежал бы
царского  гнева,  если  бы  в  такое  тревожное  время  его  родители  имели
неосторожность  открыто  принести ребенка  в  синагогу,  дабы первосвященник
публично  совершил над  ним соответствующий обряд. Могут  еще возразить, что
установленная  церковью  дата  поклонения  волхвов  - 6  января,  тогда  как
сретение господне состоялось 2 февраля, и  что, следовательно, визит волхвов
предшествовал  очищению  богородицы.  На  это  я  отвечу:  даты   церковного
календаря вообще противоречат здравому смыслу. В  самом деле, как объяснить,
что  поклонение  волхвов  состоялось  6  января,  а избиение младенцев  (его
следствие), в соответствии  с католическим календарем,  произошло  за девять
дней до того, то есть 28 декабря?
     Дело  все в том,  что христианская легенда представляет  собою сплошной
вымысел; что  же касается священнослужителей, то их ложь просто бессовестна,
а противоречия в их россказнях вопиющи.
     Логически  рассуждая  -  если   вообще   уместно   говорить  о   логике
применительно к  евангельским сказкам, - семейство  Иосифа  сперва исполнило
все  формальности,  которые  по  закону  Моисееву  были  связаны  с обрядами
принесения и очищения, а  затем совершенно без всякой надобности вернулось в
Вифлеем.  Впрочем,  как  знать:   может   быть,  плотник   позабыл  в  хлеву
дюжину-другую пристежных воротничков?..
     Итак, звезда  остановилась в городе Давидовом  как раз  над легендарной
конюшней. В ней, бесспорно, еще находились бык и осел. Что же до Иосифа, то,
если верить святому Матфею, он отсутствовал.
     Волхвы, говорится  в Новом завете,  "войдя в дом,  увидели  младенца  с
Мариею, матерью  его, и, пав,  поклонились  ему; и.  открыв сокровища  свои,
принесли ему дары: золото, ладан и смирну" (Матфей, глава 2, стих 11).
     Дары волхвов неизменно повергают меня в недоумение.
     Церковные писатели сообщают в подробностях, какой подарок сделал каждый
из волхвов, и надо признать, что двое из  них не обнаружили особой щедрости.
Мельхиор  раскрыл  свой ларец и  преподнес  все его содержимое: оно состояло
сплошь из золота. Гаспар подарил ладан -  вещь не  слишком ценную.  Валтасар
положил  перед  яслями немного смирны  - пахучей  смолы, которая  ничуть  не
дороже ладана.
     Для   монархов,   прибывших  издалека,   Гаспар  и  Валтасар   проявили
невероятную скаредность. Право, не стоило тащиться невесть куда, чтобы везти
подобные гостинцы!
     Ну ладан  еще куда  ни  шло: подарок,  конечно, грошовый, но в нем хоть
можно усмотреть желание польстить. Гаспару не дорого обошелся преподнесенный
им комплимент...
     Но Валтасар... Ох  уж  этот Валтасар! Какой  скряга!.. Чуточку смирны -
вот  все,  чем  он одарил  своего бога!.. Ну  не  обидно  ли,  право? Что же
означала  ваша смирна, Валтасар?  Достопочтенный Беда объясняет,  в  чем тут
дело: "Смирна,  которая была  в руках царя-негра,  напоминала о том, что сын
человеческий должен умереть". Древние действительно пользовались смирной для
бальзамирования  покойников.  Что  скажете? Не правда ли,  какой милый  знак
внимания,   какой   подходящий   подарочек:   бальзамировочная   смола   для
новорожденного!
     Лично я не могу согласиться с объяснением английского монаха: по-моему,
Валтасар был просто скупердяем, который неохотно раскошеливался на подарки.
     Во всяком случае, вместе  с золотым ларцом волхвам удалось всучить свой
ладан и смирну. Однако подношение Мельхиора надо  признать поистине царским.
Даже если  он  преподнес ларец средней величины, то и  тогда в этой шкатулке
золота было приблизительно  на тридцать  - сорок тысяч  франков,  что по тем
временам представляло кругленькую сумму.
     Но  вот новая загадка для  моего  простодушия: об этом весьма приличном
состоянии евангелие  ни  разу больше не  упоминает. В  "священном  писании",
напротив,  говорится о  том,  что  Мария и  Иосиф всегда бедствовали. Что же
касается Христа,  то  он  был  попросту  нищим  и  всю  жизнь  находился  на
содержании  у   щедрых   и  предприимчивых  женщин   довольно  сомнительного
поведения, которыми мы в свое время еще займемся.



 

Copyright 2005 - 2007 Просветитель
При использовании материалов нашего сайта на других интернет - ресурсах,
необходима прямая ссылка на наш сай
т

Хостинг от uCoz