Лео Таксиль: "Забавное Евангелие"

На главную

 


 

Женщина  сказала в ответ: у меня нет мужа. Иисус говорит ей:  правду ты
сказала, что у тебя нет мужа; ибо у  тебя было пять  мужей, и  тот, которого
ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала.
     Женщина говорит ему: господи! вижу, что ты пророк.
     Иоанн, глава 4, стихи, 17-19.
     Хотя Иисус  обладал всемогуществом, его никак нельзя было отнести к той
категории людей, которых принято называть  храбрецами. Больше  того,  было в
его натуре что-то трусливое.
     Узнав  об  аресте  Иоанна  Крестителя, он  подумал,  что  вскоре  может
наступить его черед, и поспешил сменить местопребывание.
     Стараясь несколько  смягчить комичное  впечатление,  производимое таким
трусливым бегством, евангелие указывает, что Христос пошел на этот шаг не по
собственной  воле, а по наитию свыше: святой дух  вмешался и на сей раз. Так
удачно  объяснить это  обстоятельство  сумел не кто  иной,  как  святой Лука
(глава 4, стих 14).
     Итак, поскольку в то  время наш странник  крестил на границах Идумеи  и
решил направить свои  стопы в Галилею,  ему надо было пересечь всю Иудею,  а
затем Самарию.
     Апостол Иоанн взял на себя труд поведать нам об этом путешествии.
     Около полудня - до чего  же  точен Иоанн в своих воспоминаниях -  Иисус
пересек границу между  Самарией и Иудеей. Подумать  только, Иоанн писал свое
евангелие девяностолетним старцем. Какая удивительная память! И вот слева от
дороги показался самарийский  город  Сихарь, окруженный садами и пастбищами.
Однако, утомленный  ходьбой,  Иисус  не  пошел  в  город. Он  остановился  у
колодца,  как раз  в  том  месте,  где начиналась  долина,  в которой  лежал
городок.
     Ученики же его направились к Сихарю, ибо провизия у них была на исходе,
и  им  пришлось подумать  о  том,  чтобы  где-то раздобыть  себе пропитание.
Оставшись один,  Иисус уселся  на  скамью под  навесом  (на Востоке  колодцы
обычно укрыты навесом и имеют скамьи). Он  стал размышлять, из чего  бы  ему
напиться: ведра поблизости не было,  на  вороте висела только веревка. Люди,
приходившие за водой, приносили свой собственный кувшин,  привязывали его за
веревку, набирали воду и уносили кувшин домой.
     Иисус изнывал от жажды, и ему оставался единственный способ утолить  ее
- пососать  пропитанную  водой  веревку. Он  уже готов был это  сделать, как
вдруг увидел на  дороге женщину с  кувшином на плече. Это  была самарянка  -
молодая, стройная и красивая.
     "Как нельзя кстати", - подумал  про  себя наш бродяга и  стал ждать  ее
приближения.
     Тут  ему  пришла в голову  мысль,  что вид  незнакомого  мужчины  может
испугать сихарскую красавицу, и она, чего доброго, повернет обратно. В самом
деле,  восточные женщины на  редкость застенчивы  и  пугливы.  Обычно они не
ходят  за  водой  вот  так,  среди  бела  дня. Зная,  что  мужчины  -  народ
предприимчивый,  они идут к колодцу не иначе как целой гурьбой  и притом под
вечер.  Между тем эта женщина шла совершенно одна и нисколько  не испугалась
даже тогда, когда заметила, что у колодца на скамейке развалился здоровенный
детина. Ясно, что она была не слишком добродетельна, -  сомнений тут быть не
могло. Женщина привязала свой кувшин к веревке,  опустила  его  в колодец  и
зачерпнула воды.
     - Дай мне пить! -  с  места в карьер выпалил Иисус. Самарянка взглянула
на незнакомца. Видимо, учтивость не составляла главного его достоинства.  По
его выговору и по одежде красотка поняла, что имеет дело с иудеем.
     - Странно, - ответила  она  не  без иронии,  -  как ты, будучи  иудеем,
просишь пить у меня, самарянки?
     А надобно  знать,  что между самарянами и  иудеями существовала  глухая
неприязнь.  Гордые сыны Иудеи  считали своих  соседей из  земли  Самарийской
недостойными существами.
     Однако Иисус был не склонен проявлять высокомерие:
     ему слишком хотелось пить. Но вот странная штука: этот ловкий фокусник,
сумевший  на свадьбе  в  Кане сделать  вино, здесь,  в Сихаре, оказался не в
состоянии сделать себе воду.
     Бедняга изнывал от жажды, и, чтобы получить несколько капель  влаги,  в
которой  так  нуждалась  его  пересохшая глотка,  он  решил пококетничать  с
самарянкой.
     - О!  - воскликнул он  в ответ. - Есть вода и вода.  Как известно, вещь
вещи рознь. Я прошу у тебя пить, а ты мне отказываешь. Если бы ты знала, кто
к тебе обращается, ты бы не отказала, а сама просила бы у меня воду живую.
     - Да ты  смеешься надо мной! - сказала  самарянка. - Как, интересно, ты
ее почерпнешь? Ведь колодец глубокий, а у тебя нет ни ведра, ни кувшина.
     Неужто ты  можешь перехитрить отца нашего  Иакова, который дал нам этот
колодец и сам из него пил, и дети его, и скот?
     С этими словами красотка, в глубине души существо очень доброе, набрала
кувшин воды, поднесла его Иисусу, и тот напился.
     - Послушай, - снова начал он, - вода из этого колодца ничуть не утоляет
жажды,  а  вода, о которой я  говорю,  избавляет  от  нее навсегда.  Если ты
напьешься  из  моего  источника, то  уже  вовек  не попросишь  пить.  "Ну  и
забавник", - подумала самарянка и произнесла вслух:
     - За это время ты  уж мог бы напоить меня своей  водой, чтобы я никогда
больше не хотела пить. Иисус хитро подмигнул:
     - Сходи за своим мужем и приведи его сюда, я охотно с ним познакомлюсь.
Самарянка разразилась хохотом.
     - Но у меня нет мужа, - сказала она.
     - Кому ты это рассказываешь? У тебя нет мужа? Да ты счет им потеряла! У
тебя  был один,  другой,  третий,  четвертый,  пятый  - целая куча!  И  тот,
которого сейчас имеешь, не муж тебе. Уж я-то, матушка, знаю!
     Женщина пристально посмотрела в лицо Иисусу и воскликнула:
     - Ей-богу,  ты меня просто  сразил!  Ты обо  всем догадался  с  первого
взгляда!..
     Может быть,  ты колдун?  Значит, мне  верно говорили, что иерусалимским
книжникам  все  известно...  Теперь-то  мне  ясно,  что   ты   иерусалимский
книжник...
     А по твоей  неприглядной  одежде  этого не скажешь.  Впрочем, возможно,
ваши ученые  всегда ходят в  лохмотьях... Смотри, однако,  как  легко  можно
столковаться... Оба наших  народа разделяет сущий пустяк: наши отцы молились
богу вот на  этой горе,  а ты  говоришь, что место, где должно  поклоняться,
находится в Иерусалиме...
     Иисус привлек к себе самарянку.
     - Поверь  мне,  - сказал он ей, - наступает  время,  когда и не  на сей
горе,  и  не в Иерусалиме  будете  поклоняться  отцу. Тот,  кому  вы станете
поклоняться, душечка, будет мессией, Христом.
     - Верно,  верно,  так  говорили  в храме,  что должен  явиться какой-то
мессия и что он нас кое-чему поучит. Где же он, этот мессия?
     - Да это я и есть!
     - Вот так, так!..
     - Уверяю тебя, можешь поверить мне на слово.
     Самарянка, как и все женщины легкого поведения,  была очень набожна. Ей
ничего  другого  не  надо  было,  только  бы  кому-нибудь  поклоняться.  Она
бросилась к ногам нашего бродяги и стала целовать ему руки.  Иисус радовался
своему успеху.
     Вдруг появились ученики.
     "Вот, черт, - выругался про себя  Иисус, - принесла  же их нелегкая как
раз в тот момент, когда красотка разнежилась".
     Самарянка, смутившись,  что  ее застали целующей  руки мужчине,  быстро
вскочила и убежала прочь, оставив свой кувшин.
     Жители  Сихаря,  встретив ее  на  дороге в таком замешательстве,  стали
спрашивать:
     - Что с тобой стряслось? Куда ты так несешься? Да на тебе лица нет!
     - Еще бы! - отвечала женщина. - Я встретила человека, которого  никогда
раньше не видела, и оказалось, что он все про меня знает. Он  сказал, что он
Христос. А вдруг это правда?
     Жители  Сихаря,  разумеется,   сразу  же  направились  к  колодцу,  где
находился странный субъект, о котором им только что рассказала женщина.
     Наш герой, увидев себя в центре всеобщего  внимания, не преминул тут же
пустить пыль в  глаза: когда  друзья предложили  ему поесть, говоря: "Кушай,
учитель", он громко, так, чтобы все слышали, ответил:
     - Напрасно, друзья мои, вы предлагаете мне еду. Спасибо вам, но  у меня
есть пища, которой вы не знаете. Удивленные ученики говорили между собою:
     - Вероятно, кто-то уже накормил его, не иначе как та женщина, с которой
мы его застали.
     "Однако  Иисус  вовсе не  имел  в  виду пищу телесную, -  замечает один
богослов. - Он очень  радовался  тому, что заронил  искру своей божественной
любви  в душу самарянки,  сердце  его насытилось этим, и  поэтому он забыл о
всяком другом голоде".
     Вот почему Иисус сказал:
     - Моя пища есть творить волею пославшего меня и совершать дело его.
     Жители Сихаря подумали: "Если он  рассчитывает  на  эту курочку, то его
просто жаль".
     Иисус продолжал, обращаясь к своим товарищам:
     - Возведите очи ваши и будьте так любезны  взглянуть на ваши  нивы.  Вы
говорите, что время жатвы наступит через четыре  месяца. А  я  утверждаю вот
что:  нивы  уже  побелели и  поспели к жатве. И я добавлю: часто бывает, что
один  сеет, а другой  жнет. А  между тем  и тот  и другой  довольны. Поймите
правильно мой намек: я послал вас жать необходимое для пропитания, и пока вы
были далеко, сюда явилась женщина, которую я сжал.
     Пока Иисус балагурил в таком духе, его обступили любопытные. Многие,  в
восторге от  того,  что  им  довелось услышать сына божьего, пригласили  его
остаться в их городе, и он два дня пробыл там.
     Самарянка, встретившая Иисуса у колодца, всем  рассказала о своем новом
знакомом, который, по ее словам, был просто очарователен.
     Жители Сихаря отвечали самарянке:
     -  То, что он тебя удивил, это вполне  возможно,  он  и нам порассказал
всякую всячину. Послушав его, мы уверовали,  что он на самом деле  Христос и
что он будет спасителем мира.
     Так, по крайней мере, говорится в евангелии. Поскольку сам я при сем не
присутствовал, я не могу дать гарантии, что сихаряне произнесли именно такие
слова. Но я и  не отрицаю этого, отнюдь нет.  Я лишь констатирую  и  обращаю
ваше  внимание  на  то,  что  даже  в евангелии  мы  не  находим  ни  одного
сколько-нибудь убедительного признака обращения целого города.
     Жители Сихаря объявили, что Иисус является Христом и что он спасет мир.
Однако ни один из них не присоединился к небольшому эскорту Иисуса.  Так что
в общем это обращение носило довольно платонический характер.
     Таким было первое явление Христа своим соотечественникам (Иоанн,  глава
4, стихи 1 - 42).
     Начал  он  с  того,  что  сотворил  чудо  в  угоду  пьяной  компании. В
Иерусалиме он впервые прославился, по сути дела, как скандалист.  А когда он
решил наконец  открыться людям,  то  прежде всего покорил сердце недостойной
женщины.
     Ибо все  комментаторы  сходятся на  том, что  самарянка,  встретившаяся
Христу у колодца, была потаскушкой.





 

Copyright 2005 - 2007 Просветитель
При использовании материалов нашего сайта на других интернет - ресурсах,
необходима прямая ссылка на наш сай
т

Хостинг от uCoz