Лео Таксиль: "Забавное Евангелие"

На главную

 



  После сего Иисус вышел, и увидел мытаря, именем Левия, сидящего у сбора
пошлин, и говорит ему: следуй за мною.
     И он, оставив все, встал и последовал за ним.
     И  сделал  для него Левий в доме  своем  большое  угощение; и  там было
множество мытарей и других, которые возлежали с ними.
     Лука, глава 5, стихи 27-29.
     Обычный эскорт ходячего Слова состоял всего из шести учеников. Вскоре к
ним присоединился седьмой.
     В те времена, когда, по уверениям евангелия, происходили фантастические
приключения,  составляющие  пресловутую  жизнь  Иисуса,  Иудея,  как  я  уже
говорил, была под властью римлян. Победители учреждали  во  всех завоеванных
ими  странах  должности  сборщиков дани,  которую  должны  были  выплачивать
побежденные.
     В стране Иакова таких сборщиков называли мытарями.
     Вначале это слово обозначало римских всадников, бравших на откуп налоги
той или иной провинции.
     Какой-нибудь римский богач приходил к императору и говорил ему:
     - Послушай, не  согласишься ли  ты  дать  мне на полный откуп  налоги с
такой-то  провинции? Какой  бы ни  был год, хороший  или  плохой,  ты будешь
получать по  миллиону, а кроме  того, избавишься от  всяких административных
хлопот. Дело  стоящее!  Я  тебе ежегодно  плачу миллион,  беру на  себя  все
расходы по управлению, а ты мне подписываешь мандат на право собирать налоги
и подати от имени Римской империи.
     Как правило, цезарь заключал сделку.
     Нетрудно  представить, что  каждый такой откупщик  выжимал из населения
провинции все соки, стремясь получить как можно больший доход.
     В тех  случаях, когда речь  шла о  более значительных провинциях,  дело
ставилось на широкую ногу, и в нем участвовали целые финансовые объединения.
Эти   объединения,   или   компании,  держали   в   Риме  своих  официальных
представителей,  а  на  местах  по  всей   откупленной  провинции  -  мелких
сборщиков,  следивших за  ввозом и  вывозом  облагаемых  налогом  товаров  и
определявших  - более  или менее  справедливо -  их стоимость.  Именно таких
сборщиков, своего рода фискалов римского  цезаризма, евангелисты  и называют
мытарями. Обычно на эту должность назначали уроженцев завоеванной провинции.
Зная  язык,  обычаи  и  ресурсы  своей  страны,  они справлялись  со  своими
хлопотливыми обязанностями гораздо лучше иностранцев.
     Должность  мытаря,  между  нами  будь  сказано,  считалась не  очень-то
почетной.  Занимали  ее  люди, не  слишком  любившие  свою  родину,  ибо  им
вменялось  в  обязанность выжимать из народа последние соки,  чтобы набивать
мошну  иноземного  деспота. В Иудее мытари  пользовались  примерно  такой же
популярностью, как финансовые инспекторы, которые вздумали  бы сегодня драть
с французов налоги в пользу немецких пушечных королей.
     Всеми  презираемые  и  ненавидимые,  эти  мытари,  как  нетрудно   себе
представить,  вряд ли могли считаться цветом нации; чаще всего их  вербовали
среди  самых  последних подонков,  готовых  за чечевичную похлебку предавать
интересы   родной  страны.   Вполне   естественно,   что  подобные  люди  не
останавливались  ни  перед каким  произволом  и  злоупотреблениями.  Система
откупов вырождалась в систему поборов,  а слово  "мытарь"  вскоре  сделалось
синонимом  "грабителя".  Цицерон  без   колебаний  называет  откупщиков  или
мытарей, "самыми гнусными из людей" (De officiis I, 42). Известный греческий
писатель  Стобей  говорит  о   них   как  о  "медведях  и  волках  в  образе
человеческом" (Беседы 2, 34). Одним словом, евреи смотрели на мытарей как на
выродков, стоящих  ниже  преступников и продажных девок. Справедливости ради
должен добавить, что к этому у них было достаточно оснований.
     Так вот, именно среди  подобных  отбросов сын голубя  и  отыскал своего
седьмого  ученика. Ему  было обидно,  что их  всего  шесть, и он  уже  давно
говорил себе, что пора укомплектовать штат апостолов до круглой дюжины.
     С этой целью Иисус начал посещать все злачные места Капернаума.
     Прежде  всего  он  обошел  самые  подозрительные  кабаки.  С величайшим
вниманием  приглядывался  он к завсегдатаям этих притонов, вмешивался  в  их
разговоры, и тогда, между  двумя стаканами терпкого пойла, возникали диалоги
вроде следующего:
     - Как твои дела, приятель? - спрашивал Иисус.
     - Мои дела? Вы хотите сказать, как идут делишки у моей малютки Сидонии?
     Да неплохо? Не прошло и двух лет, как я  пустил толстушку в  ход, и она
еще  сделает  себе карьеру...  На  прошлой неделе  подцепила одного хрыча  -
сенатора... Да вот беда: старый козел ревнив как тысяча чертей!
     - Значит, у тебя самого нет определенных занятий?
     - Есть-то есть,  да только сейчас  в наших занятиях временный застой...
Должен  вам сказать, нынче развелось столько болванов,  которые лезут очертя
голову  в  политику,  что  правительство всю  полицию поставило  на  ноги...
Попробуй-ка высунь нос на большую дорогу - сразу налетишь на  представителей
власти!  А  те, чтобы оправдать свое  жалованье, сегодня не брезгуют и нами,
грешными, когда не удается схватить за ворот заговорщиков.
     - Чем же ты занимаешься?
     - Мы работаем по караванам.
     - А заодно поставляем девочек, если не ошибаюсь?
     - Всегда к вашим услугам, сударь.
     Иисус с восторгом смотрел на своего собеседника и говорил про себя:
     "Ловкая каналья, ничего не скажешь! Я бы с удовольствием его окрестил и
сделал своим апостолом. Думаю, остальные ученики тоже не стали бы возражать.
Однако  поищем еще; авось  найдется что-нибудь  получше этого прощелыги. Кто
ищет, тот всегда найдет!"
     И он продолжал свои поиски по всем городским вертепам.
     Наконец однажды на берегу озера Иисус наткнулся на подслеповатую лачугу
с  вывеской:  "Налоговая  контора".  Здесь  было  пристанище   капернаумских
мытарей.
     Миропомазанный затесался в  компанию этих мерзавцев, поговорил с одним,
с другим. Внимание его привлек некий Левий.  Он его расспросил. Отец  Левия,
небезызвестный Алфей, с ранних лет научил своего сынка всевозможным пакостям
и  воспитал из  него законченного негодяя. Трудно  было вообразить человека,
который  бы мог  опуститься  ниже этого Левия,  запятнанного всеми мыслимыми
преступлениями. Если  бы  в  Иудее объявили  конкурс подлецов, он  наверняка
получал бы первую премию каждый год.
     Сутенер,  мошенник  и осведомитель,  он  воплощал  в себе  все грехи  и
пороки: второго такого подонка не  легко  было сыскать. А теперь он дошел до
последней  ступени  низости  и  предательства:  будучи евреем, Левий  служил
врагам своей родины.
     "Именно такой апостол мне и нужен!" - подумал Иисус.
     И,  не  тратя  лишних  слов,  тут  же  изложил достославному Левию свою
программу.
     Когда с этим было покончено, Христос спросил:
     - Ну, что ты об этом думаешь? Хочешь вступить в мою компанию?
     - По рукам! - ответил мытарь. - Твои мысли - мои мысли. Я согласен.
     - Превосходно! В таком случае следуй за мной.
     - Иду.
     Мытарь поднялся, пожал руки своим коллегам и вышел вместе с Иисусом. По
настоянию последнего он  сменил имя. С  того дня Левий превратился в Матфея.
Именно  эта  почтенная  личность  и  сочинила,  как уверяют, одно из четырех
евангелий. (Смотри евангелия от Луки, глава 5, стихи 27-28; от  Марка, глава
2, стихи 13- 14; от Матфея, глава 9, стих 9).












 

Copyright 2005 - 2007 Просветитель
При использовании материалов нашего сайта на других интернет - ресурсах,
необходима прямая ссылка на наш сай
т

Хостинг от uCoz