
100 великих тайн
ПО СЛЕДАМ ЗОЛОТОГО ИДОЛА
Легенды о сказочных богатствах Севера стали проникать на Русь еще в XI столетии Побывавшие в Югре, лза Камнем╗ Ч за Уральским хребтом Ч рассказывали про обилие в тамошних краях серебра и пушнины, о том, что там даже лтучи разряжаются не дождем или снегом, а веверицами (белками) и оленцами╗ И еще рассказывали о том, что в приуральских лесах люди поклоняются лЗолотой бабе╗ Ч статуе Великой богини Севера, отлитой из чистого золота Слухи об этом лвеликом кумире╗ проникли на Русь еще в конце XIV века В 1398 году русский летописец, сообщая о кончине Стефана Пермского, писал, что святитель жил среди язычников, молящихся лидолам, огню и воде, камню и лЗолотой бабе╗ В послании митрополита Симона пермякам в 1510 году также упоминалось о поклонении местных племен лЗолотой бабе╗ В конце XV века сведения о лЗолотой бабе╗ достигли Западной Европы Польский путешественник Матвей Меховскии в 1517 году сообщал лЗа землею, называемою Вяткою, при проникновении в Скифию находится большой идол Ziota baba, что в переводе означает золотая женщина, или старуха Окрестные народы чтут ее и поклоняются ей Никто, проходящий поблизости, чтобы гонять зверей или преследовать их на охоте, не минует ее с пустыми руками и без приношении Даже если у него нет ценного дара, то он бросает в жертву идолу хотя бы шкурку или вырванную из одежды шерстинку и, благоговейно склонившись, проходит мимо╗ Австрийский посол С Герберштейн, посетивший Московию в 1520-х годах, записал, что за Уралом стоит идол лЗолотая баба╗ в виде старухи, которая лдержит в утробе сына и будто там уже опять виден ребенок, про которого говорят, что он ее внук╗ Сам Герберштейн лЗолотую бабу╗ не видел и видеть не мог Ч ее вообще вряд ли видел кто-либо из европейцев Ч но подробно записал рассказ о ней В частности, он упомянул о таинственных трубах, окружающих изваяние лЗолотой бабы╗ в ее святилище лБудто бы она там поставила некие инструменты, которые издают постоянный звук наподобие труб╗ Знаменитого сибирского идола пытались разыскать еще новгородцы, которые во время своих походов на Югру охотно грабили языческие святилища Интересовались лЗолотой бабой╗ и казаки Ермака Они впервые узнали о лЗолотом идоле╗ от чуваша, перебежавшего в их стан при осаде одного из татарских городищ Чуваш, попавший в Сибирь как татарский пленник, немного говорил по-русски, и с его слов Ермак узнал о том, что в осажденном им урочище остяки молятся идолу Ч лбогу золотому литому, в чаше сидит, а поставлен на стол и кругом горит жир и курится сера, аки в ковше╗ Однако казаки, взяв приступом городок, не смогли найти драгоценного идола Вторично казаки услышали о лЗолотой бабе╗, когда попали в Белогорье на Оби, где располагалось самое почитаемое остяками капище и где регулярно совершалось лжрение╗ и был лсъезд великий╗ Здесь же находилась тогда главная святыня сибирских народов Ч лпаче всех настоящий кумир зде бо╗, однако ермаковцам не довелось его увидеть Ч при их приближении жители спрятали лболвана╗, как и всю прочую сокровищницу Ч лмногое собрание кумирное╗ Казаки расспрашивали остяков о лЗолотой бабе╗ и выяснили, что здесь, на Белогорье, лу них молбище болшее богине древней Ч нага с сыном на стуле селящая╗ Сюда, в Белогорское святилище, принесли и положили к ногам лЗолотой бабы╗ снятый с погибшего Ермака панцирь Ч подарок царя, по преданию, ставший причиной его гибели Все исследователи загадки лЗолотой бабы╗ неизменно обращают внимание на перемещения ее святилища северные народы опасались, что идол попадет в руки христиан, и маршрут лЗолотой бабы╗ полностью совпадает с направлениями распространения русской колонизации Первоначально, во времена Стефана Пермского (конец XIV века) лЗолотая баба╗ находилась в святилищах к западу от Урала После похода русских войск в Пермь Великую в 1472 году, когда пермские земли официально были присоединены к Москве, лесные волхвы вынуждены были прятать кумира то в пещере на реке Сосьве, то в дремучем лесу на берегах Ковды Затем она очутилась уже за Каменным поясом, в обском лукоморье После прихода Ермака священный кумир тщательно скрывали в неведомых тайниках близ низовьев Оби А дальнейший маршрут, по которому на протяжении столетий лперемещался╗ идол, по одной из версий, лежит от берега реки Кызым к Тазовской губе, а оттуда Ч на горное плато Путорана на Таймыре. Кого из языческих богов олицетворяла лЗолотая баба╗? По одной из версий, речь идет об уфо-финской богине Юмала. Английский историк Д. Бэддли отождествлял лЗолотую бабу╗ с китайской богиней Гуаньинь. А в начале XX века Н. С. Трубецкой отождествил лЗолотую бабу╗ с обскоугорской богиней Калтащ (Калтащ-анки у хантов, Калтащ-эква у манси) Ч лбожественной женщиной╗, лбожественной матерью╗, богиней, дающей человеку душу, покровительницей жизни, деторождения, продолжения рода. В руках Калтащ продолжительность жизни и предназначение человека, она покровительствует женщинам во время беременности и при родах. лВ небе главные Ч Калтащ-анки и Мир-ванты-ху╗, Ч считали ханты и манси. Таинственная лЗолотая баба╗ до сих пор составляет одну из загадок истории. Рассказывают, что она надежно спрятана в подземной сокровищнице и секрет ее местонахождения передается из поколения в поколение хантскими шаманами вместе с древними тайными знаниями их народа. А вместе с идолом хранится и стальная, окованная золоченой медью кольчуга покорителя Сибири...
Copyright й 2005 - 2007 Просветитель
При использовании материалов нашего сайта на других интернет - ресурсах,
необходима прямая ссылка на наш сайт