Иудаизм

На главную

Великие наставники народа


РАБИ АКИВА (? - 135 г. н.э.). Образ раби Акивы давно превзошёл по
масштабу его историческую фигуру. Возможно, это величайший учёный Талмуда
и, безусловно самый большой мученик из его персонажей. В отличие от
многих ведущих учителей иудаизма, он происходил не из видной семьи
мудрецов, а был сыном и внуком обращённого в иудаизм иноверца. В молодости
он был пастухом и не получил никакого образования. Тем не мение Рахель,
дочь его богатого хозяина Кальба Цавуа, почувствовала в его душе нечто
особенное и сказала, что выдет за него замуж, если он будет изучать Тору.
Они поженились против воли Кальба Цавуа, который тут же лишил свою дочь
наследства. Но , не смотря на нищету, в которую попала семья, жена поощряла
занятия мужа. Через несколько лет уже не одна Рахель видела выдающиеся
способности раби Акивы. Он был не только мудрецом, но и смелым человеком.
Когда римские власти объявили изучение торы преступлением, он продолжал
учить. Антиримская направленность раби Акив, впрочем, выходила далеко за
рамки изучения Торы. Когда Шимон Бар-Кохба поднял восстание в 132г. н.э.
против Рима, раби Акива стал одним из его наиболее горячих последователей.
Римляне, подавив восстание, приговорили мудреца к смерти. С него содрали
кожу и сожгли на костре. За все время казни у него вырвался лишь один стон.
Считается, что в этот момент Г-сподь сказал, что если услышит еще один
стон, то вернёт мир в первоначальное состояние. Считается, что Тора не
забыта, благодаря рабе Акиве и его многочисленным ученикам.


МАЙМОНИД /РАМБАМ (1135 1204). Труды и достижения этого еврейского
мыслителя 12 века охватывают невероятное множество проблем. Рамбам первым
составил полный систематизированный кодекс еврейского права (Мишне Тора),
им опубликован комментарий ко всей Мишне и т.д. Полное имя Рамбама (Раби
Моше бен Маймон). Щн родился в Испании не задолго до прихода к власти
фанатиков-масульман. Чтобы избежать преследований со стороны этой
мусульманской секты (которая предоставляла христианам и евреям жесткий
выбор - принят ислам или умереть), Рамбам бежал с семьёй в Мароко, затем в
страну Израиля, наконец, в Египет, где был назначен врачом султана.
Главным его вкладом в еврейскую жизнь остаётся Мишне Тора, кодекс
еврейского права. Он хотел составить книгу, которая служила бы руководством
по поведению в любых ситуациях. Этот кодекс избавлял от необходимости
тратить массу времени на поиски нужного места в Талмуде и позволял
обходиться его пособием. Позже он послужил моделью для Шульхан Арух (свод
законов), кодекса 16 века, до сих пор авторитетного среди ортодоксальных
евреев. Рамбам один из немногих еврейских мыслителей, чьё учение повлияло
и на нееврейский мир: многие из философских концепций Наставника,
посвящённые Б-гу и другим теологическим проблемам, имели значение не только
для евреев. Фома Аквинский в своих трудах ссылается на раби Моисея
обнаруживая своё глубокое знакомство с Наставником. Известное выражение
гласит: От Моше (Торы) до Моше (Рамбама) не было подобного Моше.



РАШИ (1040 1105). Рамбам считается величайшим еврейским философом и
интеллектуалом средних веков. Раши же величайший учитель этого времени.
После его смерти прошло около девятисот лет, но евреи, изучающие Тору и
Талмуд (две самые важные книги иудаизма), неизменно пользуются его
комментариями. Из сотен переизданий Талмуда, начиная с 16 века, практически
ни одно не обходилось без комментариев этого французского еврея. И если бы
Раши не написал свой комментарий, объясняющий трудные арамейские слова и
ведущий читателя по прихотливым и иногда запутанным логическим путям,
Талмуд мог бы оказаться окончательно забытым. Величайший еврейский
учитель родился в Труа (Франция) в 1040 году. Его полное имя раби Шломо
бен Ицхак, сокращенно Раши. В то время Труа проживало не более сотни
евреев. Кажется необычным, что такой крупный учёный вышел из столь
маленькой общины, ведь современные евреи, живущие в небольших общинах,
обычно жалуются на невозможность дать своим детям нормальное еврейское
образование в таких условиях. В молодости Раши провёл несколько лет в
йешиве в Майнце. Когда ему было 25 лет, он вернулся в Труа и открыл свою
собственную еврейскую школу. Раши не брал платы за обучение, получая доход
от нескольких, принадлежавших ему виноградников. Последние годы жизни Раши
были омрачены волной антисемитизма, прокатившейся по Франции и Германии
вместе с крестоносцами. Хотя через Труа крестоносцы не проходили, в других
местах Европы тысячи евреев были убиты, ещё тысячи изувечены, и ещё тысячи
ограблены.



 

Copyright 2005 - 2007 Просветитель
При использовании материалов нашего сайта на других интернет - ресурсах,
необходима прямая ссылка на наш сай
т

Хостинг от uCoz