
100 великих богов
АНХРА-МАНЬЮ (АНГРО-МАЙНЬЮ, АХРИМАН)
В душе человеческой и в окружающем мире остается место для сил зла, тьмы, разрушения. Их возглавляет Анхра-Манью, а с ним вместе Дух Лжи (Друдж), Злая Мысль (Ака-Мана), Дух Воровства, Грабежа (Айшма, он же Асмодей) и орда злых нечистых духов, о которых сказано: лВы, дэвы, Ч порождение злой мысли посредством злого слова вы лишили людей блага╗. Так светлой троице Добра противостоит темная триада Зла: злая мысль, злое слово (Друдж), злое дело (Айшма).
Заратуштра утверждает решительное и непримиримое противостояние двух природных и духовных стихий:
Провозгласить я хочу об обоих духах изначальных, Из которых Благодетельный говорил Лживому так: лНи мысли наши, ни заветы, ни намерения, Ни решения, ни изречения, ни действия, Ни совесть наша, ни души наши несовместны╗.
Так повелось со времен незапамятных: лДва духа, два близнеца вначале провозгласили от себя чистое и нечистое мыслей, речей и поступков. Благомудрые знают разницу между провозгласителями, не знают ее зломудрые; суд благомыслящих безошибочен и верен как о том, так и о другом Духе.
В первый раз, когда они пошли создавать и жизнь, и отсутствие жизни, и все, чем стоит наконец мир Ч где дурное, там виден был и Нечистый, Дух же Благой всегда пребывал неразлучен со святостью...
Между избирателями не избрали Правды сонмы дэвов и кто ими обманут. Лишь только Нечистый Дух решил свой выбор, он прибегнул к сомнению, и Ч к Айшме [Грабежу] немедленно столпились все желавшие безобразия этому миру...╗
Здесь речь идет о сотворении злого и доброго, с одной стороны, и о свободе выбора между ними Ч с другой. Даже дэвы, оказывается, имели возможность выбора, а сомневавшиеся оказались на стороне лжи и зла. Ибо в таких вопросах тот, кто усомнится в достоинствах Света, Истины, Добра, тому суждено служить лживым дэвам. Другими словами, всем и каждому приходится выбирать между Чистым и Нечистым в душе своей. И выбор этот приходится делать не раз.
Вот и сам Заратуштра не избежал вторжения дэвов к нему. Анхра-Манью приказал демону Лжи: лДрудж! Ступай, умори праведного Заратуштру!╗ Однако устоял пророк. Тогда злокачественный, как назван он в Авесте, Анхра-Манью стал соблазнять его: лОтрекись от Доброй Веры и обретешь счастье╗. На что пророк ответил ему: лНе отрекусь от Доброй Веры, ни если бы даже и кости, и жизнь, и душа пошли врознь╗.
Несмотря на столь реалистичный разговор, для изгнания злокозненных демонов-дэвов Заратуштра использует оружие духовное Ч слово. Можно предположить, что Анхра-Манью гнездится и укореняется в душе человеческой, а не где-то вне ее. От этой нечисти можно избавиться благодаря напряжению воли, мысли, благодаря добрым словам и делам. Конечно, Заратуштра имеет в виду прежде всего молитву. Кроме того, использует он и дурманный напиток хаому (обожествленный, но тем не менее наркотический напиток).
Не всегда ясно, как соотносятся Анхра-Манью и его свита с природными объектами. В наиболее древних текстах об этом практически ничего не сказано. Возможно, сам Заратуштра предпочитал размышлять прежде всего о духовных явлениях, душе человеческой и общественной жизни.
В сравнительно позднем разделе Авесты, условно называемом лГеографической поэмой╗, рассказывается о сотворении (и строении) земного пространства, различных стран. Таких стран шестнадцать, но об их соответствии с какими-то реальными государствами или местностями остается только догадываться. У каждой из этих стран есть нечто прекрасное, наилучшее, сотворенное Ахура Маздой, но имеется и дурное, лмногопагубное╗. Не всегда достаточно точно указано, в чем же заключается недоброе начало этих стран. Где-то Ч шатание умов, где-то Ч злые правители или колдуны, избыток жары или холода.
Одним из худших зол, созданных Анхра-Манью, называется зима. Упоминается, между прочим, и зима, длящаяся более полугода. Следовательно, географические познания составителей текста были достаточно широки. И если это не память арийских племен о своей европейской прародине, то результат общения с народами, проживающими в северных районах Европы.
Кстати сказать, привычный нам, русским, образ Змея-Горы-ныча сопоставим с одним из творений Анхра-Манью Ч трехглавым драконом Ажи-Дахака. В отличие от русских сказок этот дракон у Заратуштры не имел конкретного материального воплощения. А в более позднее время склонность людей к зримым, а не только к мнимым образам привела к тому, что под Даха-кой стали подразумевать одного из лнечестивых╗ царей.
Является ли в Авесте зло Ч Анхра-Манью Ч столь же могучим, как добро Ч Ахура Мазда? Безусловно, нет. Ведь сам пророк Заратуштра выступает против зла и лжи, вовсе не стараясь соблюдать нейтралитет. Он безоговорочно сделал свой выбор. Он не старается Ч по крайней мере явно Ч склонить слушателя к такому же решению. Свобода воли, свобода выбора!
И все-таки он весьма недвусмысленно лнамекает╗ на то, что почитателей Анхра-Манью и в этом, а главное, и в том мире ожидает расплата за грехи. После третьего дня душа его ощущает страшнейшее зловоние с северной стороны (где находится обиталище Анхра-Манью). лИ потом дева, на девиц вовсе не похожая, идет ей [душе] навстречу. Говорит душа грешника скверной деве: лТы кто, сквернее и отвратительнее которой я на свете никогда не видал скверной девы?╗
И ему в ответ говорит эта скверная дева: лЯ не дева, я Ч злые твои дела, о грешник зломыслящий, злоговорящий, злодействующий и зловерный. ...На! Я Ч твои злые мысли, злые речи и злые дела... И, бывшая без чести, я через тебя еще больше опозорена...╗
Первый шаг сделала душа грешника и стала на Душмат [злые мысли]; второй шаг сделала душа грешника и стала на Дужухт [злые речи]; третий шаг сделала душа грешника и стала на Дуж-варешт [злые дела]; четвертый шаг сделала душа грешника в беспредельный мрак╗.
Для грешника оказывается ужасным этот переход лиз телесного мира в духовный мир, из тленного мира в нетленный мир╗, проделавшего лгибельный путь: рознь тела и души╗. Теперь он (или она) обречен принимать лвонючий яд╗ и вечно страдать. Вот что уготовано, если верить пророку Заратуштре, тому, кто жизнь свою провел во лжи, злословии, злодействах, отдаваясь во власть Анхра-Манью.
Copyright й 2005 - 2007 Просветитель
При использовании материалов нашего сайта на других интернет - ресурсах,
необходима прямая ссылка на наш сайт